Интеллигентный, выдержанный и скромный сегодня в свои 93 года Фома Михайлович Прохоров. Его имя останется навсегда в истории педагогического образования Петровск-Забайкальского округа, написанное невидимой рукой каждого ребёнка, прошедшего через двери небольшой сельской школы села Харауз. За плечами учителя почти полувековая карьера, десятки благодарных учеников и заслуженные звания «Отличник народного образования РСФСР», «Ветеран труда», «Ветеран Великой Отечественной войны».
Фома Прохоров родился в Хараузе. Его детство пришлось на суровые военные годы. Родители трудились от зари до зари в местном колхозе. Начало Великой Отечественной войны внесло трагический расклад в жизнь семьи Прохоровых. Отец был призван на войну и из-за возраста оказался в госпиталях Петровска-Забайкальского, где около четырёх лет ухаживал за ранеными солдатами. Мать же, оставшись одна с тремя детьми, работала неустанно. Но тяжесть военных испытаний оказалась тогда невыносимой даже для крепких сердец женщин.
В 1943 году семья осиротела — мама Фомы Михайловича скончалась. Её смерть стала ударом, который выдержать оказалось нелегко. Старшая дочь ушла из жизни вскоре после этой трагедии. Остался маленький Фома вместе с сестрой Зиной, которую война тоже рано сделала взрослой, и на свои хрупкие плечи она приняла большую ответственность за семью.Да и сам Фома Михайлович встретил войну ребёнком. Как и многие сверстники, он рано познал взрослую жизнь. Уже с семилетнего возраста мальчик активно участвовал в уборке урожая, работал на сенокосе, на котором прошёл через все этапы работ, начиная от перевозки сена и заканчивая метанием. Нехватка лошадей заставила юного Фому освоить ещё одну важную работу — пахоту на быках. Несмотря на юный возраст, он быстро привык к тяжёлому труду и с большим рвением помогал взрослым.Иногда он бывал у отца в Петровске-Забайкальском в госпитале, от стен которого тогда веяло грустью и болью, словно невидимый след войны пытался остаться здесь навсегда. Маленький Фома помогал отцу ухаживать за ранеными солдатами, с которыми более двух лет трудился и на сенокосе.Учился Фома в сельской школе в родном селе Харауз. Правда, за время учёбы упустил два года, которые стали словно двумя пропущенными главами в его жизни. Первый год пропал вовсе, когда школа лишилась пятого класса, а второй год — это когда сам Фома решил взять паузу. Но несмотря на это, он вернулся к учёбе и успешно окончил семь классов.Фома Михайлович с детства мечтал служить Родине, защищать её, носить гордое звание военного. Но судьба распорядилась иначе: юноша оказался перед выбором — после окончания школы нужно было идти учиться дальше. Так он поступил в Петровск-Забайкальское педагогическое училище, чтобы получить среднее специальное образование, а военную карьеру пришлось отложить на второй план.Два курса в педагогическом училище незаметно для молодого юноши остались позади, когда пришло извещение о призыве в армию. Службу проходил в военно-воздушных силах в Китае. Четыре года службы в армии внесли свои коррективы в планы молодого человека.Вернувшись домой, юноша продолжил обучение в педучилище и успешно его окончил. Тогда он осознал, что возраст был уже неподходящим для поступления в военный вуз, и ему пришлось отказаться от мечты. Это оказалось не зря. Молодой учитель получил направление в свою же родную сельскую семилетнюю школу. Фома Михайлович вернулся в Харауз, вошёл в родные пенаты, сел за стол и открыл журнал. Так началась его жизнь учителя...Сначала он преподавал физическую культуру, позже стал заведующим учебной частью и вскоре был назначен директором школы. Тогда от него, как от руководителя, зависело всё — от расписания занятий до заготовки дров и ремонта школы. Это была большая ответственность. Зима у нас, как известно, долгая и суровая, поэтому заготовка дров была делом первостепенной важности. «Денег на это мало выделяли, – вспоминает Фома Михайлович. – А организовать людей, чтобы заготовить дрова, нужно было за это платить. Я за свою учительскую деятельность успел два года отработать в нашем местном колхозе. И связь с колхозом у меня была хорошая. В то время деньги поступали сначала в колхоз, а потом уже можно было получать их наличными. Тогда я организовал воскресники. Люди, конечно, в то время были отзывчивыми и работящими. В колхозе брал технику, возил людей в лес на деляну для заготовки дров. И так почти каждую зиму жил в лесу. Позже я уже перевёл школу на водяное отопление, и её стали топить углём. Но дрова оставались первостепенной задачей для меня, потому что по 20 кубов нужно было ещё привезти и в каждый дом учителя школы».Под руководством Фомы Михайловича сельская школа пережила два крупных капитальных ремонта. Эта успешная многолетняя деятельность на посту директора позволила ему не только завоевать признание коллег и родителей, но и не помешала стать наставником для многих поколений детей. Ведь помимо своей основной должности и напряжённого графика работы, он продолжал вести уроки по биологии и химии. Здесь учителю приходилось проявлять больше терпения, заботы и понимания. Дети были разные, к каждому нужно было искать свой подход. «У меня опыт работы был огромный, – вспоминает Фома Михайлович. – Я в армии около трёх лет старшиной роты был. Благодаря этому опыту, выдержке и упорству, я сумел добиться полного доверия и уважения в школе среди учеников, которые меня всегда слушались...».Самое большое количество учеников у Фомы Михайловича было 320. И каждое поколение школьников отличалось от предыдущих поведением, интересами и ценностями. Однако для всех учеников у него в сердце всегда было место и любви, и уважению. Для каждого он становился близким наставником и учителем мудрости.Фоме Михайловичу удалось стать своим и среди коллег. За годы работы в школе он прошел через разные этапы профессионального становления, став коллегой тем педагогам, перед которыми еще сам сидел за партой, будучи мальчишкой. Постепенно рядом появлялись и молодые специалисты – одни не задерживались, уходили искать счастье в иных сферах, другие же оставались навсегда, и многие из них продолжают работать до сих пор. Вспомнил он Надежду Николаевну Чухломину, Веру Андреевну Трофимову, Веру Гурьяновну Ворфоломееву, Людмилу Васильевну Перевалову, Ивана Филипповича Федорова….«Кто бы мог подумать, что работа станет местом встречи двух сердец?» – произносит Фома Михайлович, когда речь заходит об его жене – Марии Гурьяновне. Они познакомились еще в школьные годы, ведь учились в одном классе. Судьба распорядилась так, что их дороги вскоре разошлись. Однако спустя несколько лет Фома Михайлович нашел ее, когда она уже работала в Чернышевском районе учителем русского языка и литературы, и предложил вернуться в родное село, чтобы посвятить себя педагогической деятельности там, где оба выросли и учились.Так они стали мужем и женой и продолжили начатое дело совместно, работая в той же самой школе, где сами получили свои первые знания. Супруга около сорока лет отдала образованию, ее имя занесено в Почетную книгу Петровск-Забайкальского района. Оба верные наставника местных ребятишек, щедро делились своими знаниями и теплом сердец, а их совместная работа стала примером верности своему призванию и настоящей любви к делу. Супруги Прохоровы всегда учились, совершенствовали свои знания: Фома Михайлович получил высшее образование в Улан-Удэнском пединституте, а Мария Гурьяновна – в Читинском.Неудивительно, что даже дети последовали примеру родителей и продолжили дело семьи. Сын Юрий начал свою карьеру преподавателем труда в родной сельской школе, проработав в этой должности больше двух десятилетий, а сегодня он занимает должность главы сельского поселения «Хараузское». Дочь Любовь Фоминична и ее супруг Геннадий Григорьевич Голенковы многие годы работали в профтехобразовании. Но волею судьбы свою трудовую деятельность продолжили в школе №3 города Петровска-Забайкальского: Геннадий Григорьевич - директором, Любовь Фоминична – учителем.Любовь к педагогической деятельности стала у Прохоровых семейной. Семейные традиции продолжает и невестка Фомы Михайловича – Наталья Николаевна, которая работает учителем в школе в Хараузе.Время идёт неумолимо вперёд. Не стало любимой супруги, но рядом с ним любимые дети, заботливые внуки и двое маленьких правнуков. Дома у Фомы Михайловича всегда кипит работа, он не сидит на месте: его огород требует ухода, нуждается в поливе и прополке.Сколько лет прошло, сколько детей выросло... Но до сих пор Фома Михайлович помнит каждый урок, каждую улыбку учеников, каждый взгляд, доверчиво устремленный к учителю. После выхода на пенсию школа до сих пор продолжала жить внутри него, оставаясь верным спутником ночей и дней. Он скромно признается, что зачастую в своих снах начинает путешествие обратно в класс, где каждый ученик ждет своего объяснения, своей истории, своей доли знаний. И здесь вновь сердце учителя наполняется теплом, душа оживает, чувство ответственности возвращается вновь...Прошли десятилетия, сменялись поколения учеников, среди которых были военные, врачи, лётчики, милиционеры, педагоги. Кто-то оставался в Хараузе, а кто-то уезжал в большие города, строили новые судьбы, но память о своём учителе остаётся до сих пор живым огнём в сердцах каждого из них. А Фома Михайлович продолжает жить, радуясь каждому успеху и гордясь каждым их достижением. «И сейчас, когда встречаю бывших учеников на улицах, сердце наполняется теплом. Вот подходит кто-то из выпускников, здоровается, вспоминает школьные годы, делится своими успехами. Это для меня лучшая награда» – говорит Фома Михайлович.Сам он проживает рядом с нынешней школой, где слышны школьный звонок на урок, детский смех… И рядом с той самой родной привычной дорогой до его школы, от былого здания которой остались лишь фундамент да заросший травой дворик. Школа давно исчезла, растворилась, но память учителя бережно хранит каждый уголок и каждую частицу воспоминаний тех далёких учительских дней.
Валентина ЗУБОВА.