Назад к списку

ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ

В 2025 году школа-интернат для слепых и слабовидящих детей будет отмечать свой 75-летний юбилей! В 1931 году в нашей стране было введено всеобщее обязательное обучение слепых, но отсутствие необходимых материальных условий и психологической готовности слепых и зрячих к совместному обучению способствовали введению решения о создании специализированных школ для слепых.По приказу областного отдела народного образования 20 сентября 1950 года в нашем городе открывается школа-интернат для слепых детей на 20 мест. Первыми её учениками стали дети от 7 до 15 лет со всех районов Читинской области, 8 человек (ранее они обучались в обычных общеобразовательных школах, получая знания только на слух, оставаясь безграмотными или же, не обучаясь вообще).


 Первые годы школа испытывала большие трудности: не было учителей, имеющих опыт работы со слепыми, тифлооборудования и тифлоприборов, библиотечных книг, были перебои с питанием. Первые педагоги приложили немало усилий в овладении шрифтом Брайля, чтобы научить своих учеников писать и читать.За свою историю школа трижды меняла здания. В первые годы школа располагалась в здании по ул. Горбачевского, где ныне находится филиал общеобразовательной школы № 4, в 1964 школе предоставлены три здания, находящиеся на ул. Декабристов. С 1 сентября 1968 года учащиеся начинают заниматься в здании бывшей городской школы № 10 по улице Декабристов, которое расположено на месте бывшей тюрьмы участников восстания на Сенатской площади. Все здания были неблагоустроенными, но в классных комнатах, жилых помещениях было всегда светло, тепло, чисто. Работники и дети старались сохранять уют и поддерживать чистоту, организуя ежедневные дежурства по уборке комнат, пришкольных участков, подноске дров, воды.В 1966 году образовательная организация преобразована в школу-интернат для слабовидящих детей. Дети с тотальным нарушением зрения теперь направляются для получения образования в Хабаровск. Долгий путь нашей школы-интерната – это живая история, история в делах, в традициях, в лицах. Но плавание нашего школьного корабля не было бы таким удачным, если бы не его капитаны – директора школы. За всю многолетнюю биографию школы-интерната их было несколько. Первым директором стал Николай Митрофанович Яковлев. С 1953 года по 1956 год школу возглавляла Нина Ивановна Вдовина.Важную роль в жизни школы сыграл Николай Васильевич Соболев. Николай Васильевич был назначен директором школы, которую считал своим вторым домом, в 1956 году и проработал до 1985. Участник Великой Отечественной войны, Отличник народного просвещения, с богатым педагогическим и жизненным опытом, он учил детей принимать жизнь такой, какая она есть, чувствовать себя и, на самом деле, быть полноценными людьми. Директор школы старался создать и укрепить учебно-материальную базу. Николаю Васильевичу вместе со своими заместителями О.А. Федоровой (с 1966 по 1980 г.г.) и Л.И. Чуевой (с 1980 по 2010 г.г.) удалось создать стабильный, сильный, сплоченный педагогический коллектив. Эти творческие, умные, грамотные женщины отвечали за образовательный процесс на высоком уровне культуры и профессиональной компетенцииСвято храня память о боевых товарищах, Николай Васильевич организовал в школе поисковый отряд. Одна из задач отряда: сохранить память о воинах, умерших от ран в госпиталях нашего города и похороненных в братских могилах. Участники отряда «Поиск» установили связь с родными умерших солдат и офицеров и вели с ними переписку. А также связались с родственниками погибших молодогвардейцев и летчиком, Героем Советского Союза А.П. Маресьевым. В собственности школьного музея хранится переписка и фотографии. А кто же мог рассказать мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, о том грозном времени, о героях Великой Отечественной войны, как не ветераны ВОВ, встречи с которыми проходили ежегодно в канун Дня Победы. Ольга Антоновна Федорова проработала в должности завуча школы с 1966 по 1980 г. Круг её обязанностей был широк: контроль за успеваемостью, посещаемостью, за работой учителей и воспитателей, а также разработка планов мероприятий школы-интерната. В школьном музее хранятся фотографии педагогического коллектива и учащихся школы, по которым можно видеть, что учащиеся школы – активные участники городских, областных мероприятий: это и встреча с китайской делегацией, работа школьных кружков, создание ВИА, школьного хора и многое другое.Педагоги внесли огромный вклад в дело обучения и воспитания слепых и слабовидящих школьников, в формирование духовно-нравственных ценностей не только у воспитанников школы-интерната, но и у молодого состава её педагогического коллектива. Мудрость, опыт, педагогическое мастерство – вот качества, которые запомнились ученикам тех лет и педагогам.После ухода Н.В. Соболева на заслуженный отдых, школу возглавил Николай Викторович Васильев с 1985 по 1989 г.г. В эти годы в городе и за его пределами был известен ВИА «Экспресс». Участники ансамбля давали концерты в городе, районе, областном центре. Песни в исполнении участников ансамбля звучали и на кассетах, записанных студентами, учащимися. С 1989 года эстафетную палочку руководителя принял молодой и энергичный учитель-дефектолог Александр Григорьевич Мардагалимов, Заслуженный учитель РФ, приехавший в нашу школу по направлению в 1977 году после окончания Ленинградского педагогического института им Герцена. Забот у директора школы было много, особенно в 90-е годы: доставить продукты для школьного интерната, обеспечить питьевой водой, одеждой и обувью детей-сирот и т.д. Но он всегда находил возможности, чтобы все учащиеся получали достойное питание, одежду и должный уход.С 1991 года школа вновь принимает на обучение слепых детей, которые теперь получают образование наряду со слабовидящими.В 1992 под руководством Александра Григорьевича в школе-интернате создан семейный тип воспитания. Были организованы пять разновозрастных семей. Воспитанники учились создавать в своем доме уют, жить вместе, делиться радостями, помогать друг другу. А уже в 1993 школа перешла на среднее общее образование с дополнительной начальной профессиональной подготовкой «Массажист». Обучающиеся старших классов получали основы профессионального образования и после окончания школы поступали на второй курс медицинского училища, так как первоначальные медицинские знания получали на базе этого учреждения.В 1997 открывается диагностическая группа детского сада в возрасте от 3 лет, целью которой было создание благоприятных условий для максимально возможного раскрытия потенциала развития слепых и слабовидящих детей, имеющих проблемы в развитии, социализации. Жизнь школы кипела и выплескивалась за её пределы: замечательные областные и городские конкуры духового оркестра, сводного хора, где наши учащиеся наравне с другими детьми города принимали участие и занимали призовые места. Школа радовалась каждой победе своих воспитанников. Здание школы требовало капитального ремонта, так как было уже старым, ветхим. В 2001 году школа-интернат получает здание по ул Металлургов, 220, где размещается и поныне.Инспекторы областного отдела образования часто приезжали в школу-интернат с проверками, посещали уроки и внеклассные мероприятия. Их интересовало буквально всё. Как и чем кормят детей, выполняется ли диетодень по питанию, кто болеет и чем, сколько детей находится на лечении в медицинском пункте школы-интерната и в городской больнице, также вопросы учебы и успеваемости детей, укомплектованность кадрами, вопросы санитарного состояния, проживания детей, организации летнего отдыха детей, их дальнейшем определение после выпуска и т.д. и т.п. По всем этим и другим вопросам давалась подробная информация. С октября 2009 года школу возглавляет выпускник Ленинградского педагогического института им. Герцена, Заслуженный работник Забайкальского края Владислав Васильевич Ржевцев. Должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе занимает Татьяна Викторовна Казанцева.История школы-интерната – это и отражение пути становления коррекционного образования в крае. Обучение в школе длится 12 лет и осуществляется по программам общеобразовательных массовых школ, но адаптированных к условиям школы с обязательными предметами коррекционно-развивающей области, которые помогают ребёнку адаптироваться в окружающем его мире.С 2011 года школа прошла интересный путь становления и развития, была инициатором многих инновационных процессов в образовании. Как и в былые времена, когда школа-интернат была базовой (опорной) школой в области, так и сегодня она — центр методической работы по внедрению педагогических инноваций в системе образования обучающихся с нарушением зрения, с декабря 2015 года школа становится региональным ресурсным центром по экспериментальной апробации введения ФГОС НОО ОВЗ, с 2020 года по апробации и реализации АООП ООО слабовидящих обучающихся.Проект развития школы-интерната по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2011 году был признан одним из лучших проектов в ИРО Забайкальского края. В школе-интернате реализуется долгосрочная целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни. Она и участник реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. За счёт средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Фондов «Право быть равным», «Ахмат-чай» и других обновлена материально-техническая база, включая реабилитационное оборудование. Участие школы в Федеральном проекте «Доброшкола» на основе национального проекта «Образование» в Федеральной целевой программы развития образования по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей», позволило усовершенствовать методы обучения детей с инвалидностью и благодаря современному техническому оснащению передвижение по кабинетам и местам общего пользования стало более доступным и безопасным.12 октября 2012 создан детский этнографический музей-мастерская «Народы Забайкалья». Большая часть музейных экспонатов отведено главной теме и соответствует названию музея. В рамках стажировочных площадок, Дней открытых дверей в музее проходят экскурсии для педагогов края, района, города, школьников, общественных организаций и жителей города.Министерством образования Забайкальского края в 2016 было принято решение об обучении детей с тяжёлыми нарушениями в развитии нашими педагогами. В 2017 году школа-интернат приняла участие и стала победителем в краевом Губернаторском проекте «Успешная школа – успешное будущее». Благодаря усилиям всего педагогического коллектива, стали обладателями гранта в сумме 100000 рублей.В 2018 году награждена Дипломом победителя проекта «Забайкалье – сила в людях».Школа – участник Ассоциации руководителей образовательных организаций для обучающихся с нарушениями зрения с 2019 года.За всю историю нашей школы через её стены прошли сотни людей. Одни приходили и уходили, другие появлялись, чтобы остаться здесь, оставить след в истории школы. Историю школы обогатили учащиеся. В 2016 году первую золотую медаль «За особые успехи в учении» и медаль «Гордость Забайкалья» получает Александра Рубба. За время своего существования школа-интернат выпустила немало талантливых и успешных людей. Мы гордимся выпускниками нашей школы!Всех этих успехов невозможно достичь без слаженной работы педагогов и работников школы-интерната. И сегодня педагогический коллектив профессионален, стабилен в своих достижениях, каждый педагог занимает свое место и готов к инновационным свершениям.75 — это очень важная дата! Она говорит о том, что в обучение и воспитание обучающихся с нарушением зрения вложен огромный труд нескольких поколений учителей, воспитателей, медицинских и других работников, выпущены из стен школы её выпускники. Это годы труда, радость побед, замечательные традиции. Несмотря на промелькнувшие десятилетия, солидный возраст – школа-интернат по прежнему молода, готова к новым свершениям! 

 Татьяна Казанцева,ЗД по УВР ( 2010-2023 г.г). 

© «Петровская новь», 2024. Все права защищены.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на газету «Петровская новь» обязательна.
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями.