Назад к списку

О том, чьи снимки говорят больше слов

Фотография с момента своего возникновения, как явления, сразу стала частью искусства. Ведь для хорошей фотографии важно знать правила золотого сечения, уметь работать со светом и тенью, а также знать оборудование и различные программы. Сейчас фото может сделать каждый с помощью своего телефона, поэтому стала исчезать необходимость в вышеперечисленных знаниях. Красный свет, увеличитель, пленка и химикаты ушли в прошлое, выросли в цене и остались только у любителей процесса и эстетики.Из-за конвергентности, что пришла в журналистику с XXI веком, из сферы начали исчезать высокие специалисты и знатоки узкоспециального дела. Эта участь коснулась и фотокорреспондентов. Сейчас на территории Забайкальского края этих специалистов можно пересчитать по пальцам, а раньше они были в каждой газете. В преддверии 95-летнего юбилея газеты открываем рубрику и хотим поговорить о человеке, который является знатоком не только фотографии, но и фотожурналистики в целом. Это Леонид Михайлов. Он посвятил работе фотокорреспондента всю жизнь и в каждый снимок вкладывал не только мастерство, но и душу. 


Как все началосьЖизнь Леонида Ивановича началась на станции Оловянная. Учился в Курорт-Дарасунской школе и уже с девятого класса его снимки начали привлекать к себе внимание: одна из первых его публикаций в местной газете была летом 1969 года и называлась «Лагерь на берегу Туры». После окончания школы ему предложили работать фотографом курорта «Дарасун». Позже он стал работать фотокором (фотокорреспондентом) в газете «Ононская заря» в селе Нижний Цасучей, затем в Читинском институте старшим инженером кинофотолаборатории. «И через пять лет работы в Шелопугинской газете произошла моя встреча в секторе печати обкома КПСС. Они предложили мне на выбор города для работы: Могоча, Забайкальск и Петровск-Забайкальский. Вот тогда передо мной встал судьбоносный выбор», — вспоминает сегодня Леонид Михайлов.Стоит отметить, что в нашем городе до переезда он уже был. Его первый визит состоялся в 1975 году. «Поездка была связана с работой. Нас собрали на областной семинар фотокоров. Поселили тогда в Доме отдыха «Сосновый бор» и провел я здесь целую неделю» — делится воспоминаниями Леонид Иванович. Его опыт и мастерство открывали перед ним возможности работать далеко отсюда, но выбор пал на наш городок.В 1977 году Леонид Иванович окончательно переехал в город Петровск-Забайкальский вместе с семьей. Так он начал свой трудовой путь фотокорреспондентом газеты «Коммунистический труд», ныне «Петровская новь».От хобби до призвания«Желание фотографировать появилось еще в школе, когда мы с братьями купили первый фотоаппарат. Помню тогда собирали сосновые шишки. Один килограмм стоил 12 копеек, а фотоаппарат 24 рубля. Сдали их. Поехал в Читу и купил наконец первый фотоаппарат. Это была «Смена-2». Тогда вообще представления не имел как фотографировать, как пленку проявлять, потому что этому никто не учил, позже у меня появилась книга «25 уроков фотографии» и по ней я учился. Первая пленка путем ошибок была испорчена, — рассказывает о первом опыте Леонид Иванович. — Следующую пленку мы проявляли в подполье, ставили три банки, а пленку резали кусочками. Сидишь в подполье, брат тебе сверху кричит, что засек время, и вот так проявляли». Конечно, мастерство приходит с опытом, и вот уже через несколько попыток получились первые снимки. Вся семья собиралась, чтобы посмотреть на то, как идет процесс печати фотографии. На этих снимках были люди. «Чаще всего снимали семью и друзей. Тогда я сделал первое «селфи» с крыши своего дома. И вот спустя годы, когда это стало популярным, я всем смеясь говорю, что я был первым», — вспоминает Леонид Иванович о своих первых снимках. Он любил фотографировать природу, рабочие моменты, снимал жизнь и события Забайкалья. Особенно любил фотографировать лица людей. Все фотографии бережно хранит, а также он позаботился о том, чтобы их смогли увидеть и другие люди: на его странице в социальной сети «Одноклассники» хранятся тысячи сканированных личных фотографий.Вместе с Леонидом Ивановичем погружаемся в воспоминания о первой публикации в газете. Знакомый попросил его сделать фото к его материалу, и юноша сделал.«Потом читаю газету, а там подпись: «фото Л. Михайлова, ученика восьмого класса Курорт-Дарасунской школы». Интересные чувства тогда испытал от того, что там мое имя и моя фотография. Так и пошло дело» — подытожил он воспоминания о начале своего трудового пути. «Несмотря ни на что!»В 1970 году попасть на факультет журналистики в ИГУ было очень сложно, так как на одно место в ВУЗе претендовало сразу пятеро. Даже имея направление на работу в редакцию и солидную стопку портфолио Леонид Михайлов не прошел по конкурсу. И вернулся домой. Мечта не оставила его, и он начал работать в районных газетах.Трудовой путьКогда Леонид Михайлов пришел работать в «Коммунистический труд», газета по периодичности выпуска и тиражу превосходила другие районные газеты. Ставка фотокорреспондента была необходима, так как в газете было мало фотоиллюстраций. А фотографии тогда очень любили, ведь недаром дома у каждого из нас хранятся толстые фотоальбомы родителей, бабушек и дедушек, сохранившиеся с того времени.«За годы работы я занимал разные должности, был и ответственным секретарем. Но мое сердце принадлежало и принадлежит фотографии. Сейчас молодых журналистов учат быть всем и сразу, но это неправильно, — делится своим мнением Леонид Иванович, — в виду облегчения процесса фотографирования, он стал «вседоступен». Раньше более внимательно относились к созданию фотографий, приходилось обдумывать ракурс, условия света, позы людей. Да и композиция снимка была важна».В то время часто проводились семинары фотокорров, все представители профессии знали друг друга, общались. Проходили эти семинары в Чите. Читинским журналистам было легче, так как они там находились рядом друг с другом. Леонид Иванович с радостью и горящими глазами выезжал в командировки, встречался с интересными людьми, которые становились героями его фоторепортажей. Принимал участие в фотофестивалях, выставках, в которых его работы участвуют и сейчас. На своем профессиональном пути он встретил друзей и соратников Виктора Дианова, Федора Машечко, Александра Ульзутуева. Виктор Дианов помогал другу печатать снимки большого формата. Эти фотографии позже были в составе экспозиции фотовыставки «Хождение за Байкал» в Москве. В оформлении экспозиции и открытии фотовыставки Леонид Иванович принимал непосредственное участие. «Моих фотографий, где я за работой мало, не принято было себя за делом фотографировать. Есть несколько снимков, на которых я запечатлен с фотоаппаратом и знаменитыми людьми, да и то это получилось случайно» — делится Леонид Иванович. И правда, нет ни одного снимка, где сам фотокорреспондент запечатлен с кем-то из писателей, с которыми он встречался.Рассказал он и о том времени, когда редакция и типография находились в соседних помещениях. Вспомнил как раньше работали, какая была техника. Самый большой тираж газеты составлял более 12000 экземпляров. А коллективы были очень дружны. «Тогда в редакции устраивали и встречи с писателями. Приезжала Полина Москвитина, жена Алексея Черкасова, автора трилогии «Сказания о людях тайги», я фотографировал коллектив типографии и редакции с ней», — рассказывает о трудовых буднях наш фотокорреспондент, — Всегда носил с собой по два-три аппарата, так как нужна была разноплановая съемка, а также на случай форс-мажора. Основной аппарат был «Зенит-Е», «Киев», а второй «Горизонт». Редко работал только одним аппаратом». Смешных и добрых историй, связанных с коллективом, было много. С теплотой он вспоминает Раису Олейник, с которой они вместе выезжали снимать. «Приехали мы с Раисой Ивановной как-то на комбинат «Рассвет», который находится в Новопавловке, директор этого комбината рассказывал о деятельности, о вахтовом поселке, о передвижной столовой. А Раиса Ивановна тогда сказала мне, что надо повара сфотографировать. Директор-то нам повара так расхвалил, что у нас картинка сформировалась: мы представили себе бабушку, которая очень вкусно готовит. Я уже композицию в голове выстроил, представил, как будет выглядеть фотография. Приходим, а там парень молодой в поварском колпаке. Вот тебе и бабушка повар!» — со смехом вспоминает бывалый фотокор. Разговорились мы и об отечественной фототехнике. Мое внимание привлекла его коллекция дома. Каждый из фотоаппаратов в рабочем состоянии. Хозяин относится к ним с трепетом и любовью. С любимым «Горизонтом» тоже есть история: охота на него началась еще в советское время, и один из знакомых Леонида Ивановича — фотокор из «Фотохроники ТАСС» — искал его. А у него он появился, предлагали за этот аппарат цену намного выше, чем он стоил, но Леонид Иванович приберег технику для своей коллекции. Так он остался у него и прослужил многие годы. Его спутница жизни, супруга Ольга Михайлова, по образованию корректор, тоже несколько лет работала в районной газете. У Михайловых двое дочерей, младшая Татьяна около 20 лет проработала в типографии газеты. Найти дело своей жизни — это трудно, но зато, когда находишь, ты горишь им, зарабатываешь им и чувствуешь себя на нужном месте. Леонид Михайлов — член Союза журналистов России, награжден почетным знаком «Отличник печати», лауреат Всесоюзных и Всероссийских конкурсов, в которых не единожды выходил победителем среди фотокорреспондентов районных газет. 14 сентября Леонид Михайлов отмечает 51 годовщину членства Союза журналистов России. Его история — это тот пример любви к журналистике и фотографии, которым нужно не только гордится, но и ставить многим в пример. 

 Наталия ЛАДЫГИНА. 

© «Петровская новь», 2025. Все права защищены.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на газету «Петровская новь» обязательна.
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями.